Как правило, при рассмотрении как положительных, так и отрицательных сторон использования детских ходунков во внимание принимается сторона исключительно физиологическая, касающаяся вопросов развития опорно-двигательного аппарата ребенка, а психологическая оказывается незаслуженно забыта.
Незаслуженно потому, что каждая вещь, так или иначе связанная с развитием ребенка, имеет не только физиологическое, но и психологическое влияние на него, причем последнее может иметь очень далеко идущие последствия. Психологическое воздействие использования ходунков на развитие ребенка связано, в первую очередь, с тем, что для нормального развития психических процессов ребенка важно прохождение нескольких физиологических этапов в развитии.
Первым из таких является этап ползания. Ползание предполагает самостоятельное перемещение ребенка в пространстве, то есть при полном отсутствии какой-либо поддержки со стороны. Прохождение этого этапа полностью чрезвычайно важно в плане того, что именно в это время происходит развитие взаимодействия между полушариями головного мозга. В том случае, если используются ходунки, этап ползания искусственно сокращается, формирование взаимодействия остается незавершенным и впоследствии могут возникнуть трудности, связанные с обучением. Кроме того, при использовании ходунков ограничивается двигательная активность ребенка, поскольку, находясь в ходунках, он не может свободно передвигаться, лечь или сесть при возникновении такого желания. Подобное ограничение вызывает недостаточность сенсорного восприятия окружающего мира. Все это может сказаться в дальнейшем на способности к обучению, поскольку именно от правильного физического развития зависит интеллектуальное.
Безусловно, пользоваться ходунками можно, но необходимо очень точно соблюдать меру, не оставляя малыша на долгое время в ходунках. Кроме того, при необходимости занять ребенка на некоторое время имеется множество других способов, помимо ходунков. В любом случае, решение должно приниматься индивидуально, поскольку для каждой конкретной семьи подойдет что-то свое.